В Самарском художественном музее - первая в областном центре персональная выставка Нико Пиросмани

20.06.2013
В Самарском художественном музее - первая в областном центре персональная выставка Нико Пиросмани

Выставка "Нико Пиросмани. Живопись" - из коллекции Московского музея современного искусства - проходит в залах Самарского областного художественного музея с 19 апреля 2013 г.  Это первая в Самаре выставка этого художника-самоучки, легендарной и трагической личности.
Всю свою жизнь он прожил на родине в Грузии практически безвыездно, тем не менее, получил всемирную известность как мастер наивного искусства. Пиросмани является автором произведений на тему анимализма, портретов современников, национальных типажей. Художник использовал определенный набор красок, который при первом взгляде может показаться аскетичным, однако в этой лаконичности явлен дар монументализма и особая целостность образа. В экспозицию вошло 32 живописных произведения художника из коллекции Московского музея современного искусства. Картины созданы преимущественно в 1910-е годы – наиболее плодотворный период творчества живописца. Типологически они делятся на три группы: национальные типажи, анималистическая линия и тема пиршества.  Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне. Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке.
 В 1912 году творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. В 1913 году Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». В том же году в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В 1916 году было решено пригласить Пиросмани во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника, скончавшегося в Тифлисе в 1918 году от голода и болезни.

Наибольшие собрания работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока, в Третьяковской галерее в Москве, Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси и Московском музее современного искусства.  

Выставка продлится до 7 июля 2013 г.
г. Самара, ул. Куйбышева, 92

Источник: Пресс-релиз Самарского областного художественного музея
Фото: Самарский областной художественный музей


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, коллекция собрание актуального реализма, конкурсы, реалистическое искусство, благотворительность, выставки, выставки в Тольятти, Давид Бурлюк, Максим Кантор, премии, Оссовский, Петр Оссовский, Додонов Евгений, Бубновый валет, Мартирос Сарьян, ТГУ, меценатство, Николай Кузнецов, Андрей Тутунов, выставка в Русском музее, Иван Комиссаров, акварель, авангард, современное искусство, Евгений Телегин, Выставка Красные ворота, коллекции искусства, Александр Рукавишников, музеи мира, пейзаж, Гелий Коржев, Академия Художеств, самарские художники, графика, Красные ворота, Василий Нестеренко, натюрморт, Николай Фешин, реализм, Российская академия художеств, Творческий союз художников, соцреализм, Русский музей, Дмитрий Жилинский, суровый стиль, живопись, РАХ, художники Тольятти, Никита Макаров, русский реализм