Заметки из Сада Людей

11.09.2012

 

Этим летом довелось  мне побывать в месте, которое поразило своим своеобразием и заставило еще раз задуматься о таких вещах, как человеческая природа, жизнь человеческого тела и духа и о другом высоком.

Захотелось поделиться своими впечатлениями о знаменитом Саде (или парке) Вигеланда в Осло и о странных и противоречивых творениях знаменитого норвежского скульптора, чье имя вот уже больше 50 лет носит этот Сад.
Густав Вигеланд родился на юге Норвегии в 1869 году (настоящая его фамилия – Торсен). С детства мальчик увлекался резьбой по дереву, посещал Художественное училище. Позднее он напишет: "Я стал скульптором до того, как появился на свет. Меня гнали вперед силы, мне не подвластные. В начале я пытался свернуть, но эти силы бросали меня на прежний путь".
Увидев его творения, понимаешь, что так и было – художника вели высшие силы…
Сосем молодым парнем приезжает он в столицу, бедствует, голодает, но тут подворачивается случай показать свои рисунки одному из признанных норвежских скульпторов. И тот во всеуслышание объявляет юношу буквально гением. Старый мастер учит юношу технике работы в неоклассической скульптурной традиции.
Первые успехи, победы на конкурсах, субсидия на обучение в Париже, Флоренции, Риме. Он очень много работает, смотрит, впитывает, читает. В 1897 году все гранты закончились, но появился крупный заказ – реставрация старинного собора в норвежском городе Тронхейме. Перед скульптором открылся мир древних северных саг. Он лепит скульптурные портреты тогдашних знаменитостей, бюсты, делает гравюры. Но все это было лишь подготовкой к главному Делу его жизни, начало которому было положено в 1901 году и которое Вигеланд не прекращал до своего последнего вздоха.
А началось все с проекта Фонтана, который он представил городским властям Осло. (фото 1)
Фонтан планировали установить рядом со зданием Парламента, а на макете Вигеланда – обнаженные тела, к тому же отнюдь не атланты…Скорее похожи на древних старцев. Не очень поняли все это власти, но и отвергать проект не захотели – испугались, что Густав продаст проект Швеции. Работу над Фонтаном разрешили продолжить, выделяли деньги, без конца заседала комиссия, работа кипела, но места для сооружения никак подобрать не могли. Пока в 1921 году Вигеланд не сделал муниципалитету предложения, от которого тот не смог отказаться:  город предоставлял ему мастерскую, помощников, материалы и зарплату. А взамен получал полное и вечное отчуждение всех творений скульптора, настоящих и будущих, в пользу города. По этому же соглашению мастеру досталась огромная поляна одного из городских парков – в качестве выставочной площадки для скульптур. При жизни всем здесь мог распоряжаться Вигеланд, после его смерти – все становилось владением города Осло.
На то, что мы видим сегодня на этой огромной поляне, Норвегия истратила за 20 лет более 5 млн. долларов, что эквивалентно примерно сегодняшним 50 миллионам.
Для Вигеланда же главное было – работать, успеть реализовать свой замысел. Катастрофически не хватало времени!  И он работал – неистово и самозабвенно, даже в войну, во время оккупации, вплоть до 12 марта 1943 года, когда сердце 74-летнего скульптора остановилось.
Что же осталось Норвегии и человечеству после этого неутомимого художника?
Невиданный Сад, в котором автор дерзнул поведать нам философию человеческой жизни. Все формы отношений, все жизненные этапы, разные человеческие типы – все это представлено в простой, реалистической форме, изваяно в камне и отлито в бронзе. Грандиозная, немыслимая картина.
Оценки его творению искусствоведы дают самые разные: от признания абсолютной классикой до, напротив, обвинения в киче. Но с середины прошлого века десятки и сотни тысяч людей потрясенно смотрят на это невиданное более нигде зрелище и запоминают его на всю жизнь, ибо не запомнить его невозможно. Говорят, что при солнце люди валяются здесь на лужайках, сидят на скамейках в розарии, часами стоят перед понравившимися фигурами. Я же ходила по Саду под проливным дождем, и это придавало композициям оттенок сюр-реальности. Мне кажется, это заметно и на фотографиях.
Вот, к примеру.
(Фото 2)  
Так выглядит центральный фонтан сегодня. Вокруг фонтана – бронзовые деревья (это ясени – священные деревья у древних скандинавов), а в их ветвях – люди. И не случайно сразу приходит на ум Древо жизни.
(Фото 3)
Вот девочка-подросток – само стремление вперед, к будущим свершениям, на свободу. Ловкое тело, сосредоточенное лицо, стремительный полет. В каталогах ее называют «Ласточка».
(Фото 4)
Всего в Саду Вигеланда, который еще называют символично «Сад Людей», 212 скульптур, более 600 фигур человека, практически все они – обнаженные. Люди здесь изображены такими, как есть, без лишней шелухи, скрывающей суть.
(Фото 5)
Вот еще подростки, теперь это мальчики. У них тоже все впереди, а пока – восторг от того, что они есть в этом мире!
(Фото 6)
А вот уже и любовная игра. Еще не семья, а пара, связанная только молодой безрассудной страстью. Пока еще исключительно радость, веселье, озорство.  
(Фото 7, 8)
 Смысл любви и ее итог – дети. Материнство и отцовство – этой теме мастер посвятил львиную долю скульптур в парке. Здесь можно увидеть все виды отношений взрослого и ребенка – от обожания до рискованных экспериментов.
(Фото 9) 
А как вам такой ребенок, нравится? В каталогах обозначен как «Злой мальчик». И это тоже плод нашего воспитания! Среди туристов принято гладить его по руке: «Тихо, успокойся!».
(Фото 10)
Фундаментально выглядят мощные гранитные композиции – пары и группы людей, взрослые и дети, молодожены и постаревшие вместе супруги… Вечный круговорот жизни, и часы тикают постоянно.
(Фото 11)
Старость – это часть жизни. И даже преддверие смерти, даже сама смерть – это тоже продолжение жизни, ее неминуемый этап…
(Фото 12)
Старая мать и взрослый сын. Он навсегда для нее – ребенок, и если ребенку трудно, она и утешит, и поймет, и поддержит, как в детстве.
(Фото 13)
А если выросла дочь? Что ее ждет? Будет ли она счастлива? И кто, как не мать, поделится с ней мудростью и опытом…
(Фото 14)
За декоративной ажурной стенкой – доминанта Сада, 17-метровая 180-тонная колонна, выполненная из цельного куска гранита, в каталогах обозначаемая как Монолит. 14 лет трое мастеров  в специальном павильоне вытесывали из глыбы точное соответствие гипсовой модели, изваянной Вигеландом. До окончания этой работы скульптор не дожил совсем немного. Он умер в 1943-м, монолит же водрузили на постамент в парке  и торжественно открыли в 1944 году. В то время Осло оставался еще под оккупацией немецких войск. Всего на Монолите – 121 человеческая фигура.  Когда мастера спросили, что же это все-таки значит, он ответил кратко: «Это моя религия», а больше ничего объяснять не стал.
(Фото 15)
Так выглядит композиция с монолитом в целом (жаль, вершина монолита не уместилась).
(Фото 16)
А это – фрагмент монолита. По мере движения снизу вверх фигуры распрямляются и молодеют.

Вот пока и все о Саде Людей. Стоит посмотреть, без сомнения. Грандиозно, реалистично, актуально.

Материал подготовила И. Яновская


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, коллекция собрание актуального реализма, мастера живописи, конкурсы, благотворительность, выставки, Рукавишников, выставки в Тольятти, Давид Бурлюк, Максим Кантор, музеи, Петр Оссовский, Додонов Евгений, фестивали, Аркадий Пластов, Михаил Шемякин, ТГУ, меценатство, Константин Коровин, Андрей Тутунов, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Выставка Красные ворота, Александр Рукавишников, Сергей Шаров, музеи мира, пейзаж, Гелий Коржев, Александр Волков, Скульптура, Ле Корбюзье, Зураб Церетели, кафедра Живопись, Сергей Гриднев, самарские художники, Николай Рерих, Рембрандт, офорт, частные коллекции, Станислав Никиреев, графика, конкурсы Академия художеств, Красные ворота, натюрморт, актуальное искусство, реализм, Российская академия художеств, современное искусство актуальное искусство, Творческий союз художников