Выставка нашего друга

29.06.2012

В июне-июле в Мраморном дворце Русского музея в Санкт-Петербурге можно увидеть выставку графики и живописи Максима Кантора, большого друга и партнера Волжской картинной галереи, который внес немалый вклад в формирование концепции собрания и всегда помогает советом и делом в самых разных галерейных делах, за что мы ему очень благодарны.  Максим – человек абсолютно неравнодушный, откликающийся не только на самые разные события в России, Европе и мире, но и находящийся в постоянном поиске, интеллектуальном, творческом, духовном… Открывшаяся в Питере выставка его работ – яркое свидетельство этих поисков.
Графические листы и картины Максима Кантора – это визуализированные «послания» автора миру, выражение его отношения к актуальным проблемам современного глобального социума.
Максим Кантор - художник, социальный философ, писатель, иллюстратор, драматург. Он родился в 1957 году, в интеллигентной и интеллектуальной московской семье. Его дед, ученый минералог, в молодости участвовал в зарубежном рабочем движении, бабушка основывала Коммунистическую партию в Аргентине.  Его отец – философ и культуролог Карл Кантор, редактор журнала «Декоративное искусство СССР», лучшего в стране в  1960-80-х годах культурологического журнала. Сам Максим после окончания Полиграфического института начинал как дизайнер-график, а с конца 80-х годов он активно выставляется на Западе и получает общеевропейское признание как художник. Его произведения находятся в крупнейших музеях мира: Британском музее (Лондон), Музее Людвига (Кельн), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (Москва), Национальном музее истории и искусства (Люксембург), Берлинском гравюрном кабинете (Берлин), Кунстхалле (Эмден) и других, в том числе и в Волжской картинной галерее «Собрание актуального реализма».
Сегодня Максим Кантор – один из самых известных в Европе русских художников своего поколения. Но в России он известен больше как писатель и публицист, причем очень активно печатающийся. Стоит почитать его яркие, неординарные произведения – романы «Учебник рисования» и «В ту сторону», сборник пьес «Ужин с бабуином», сборники рассказов «Совок и веник», «Дом на пустыре» и «Медленные челюсти демократии».
И в литературе, и в живописи, и в графике Максим – человек абсолютно цельный в своих установках: он  убежденный критик всех основ современного общества. Свое острое недовольство социальным обустройством России, да и остального свободного мира он демонстрирует и конкретизирует в картинах и графических произведениях, причем его волнует все – экономика, политика, социальные проблемы, история и ее трактовки, тотальные идеологии, мифы массового сознания,  портреты политических и иных деятелей и масса других тем.
Начинал Кантор с московских пейзажей («Бутырки», «Савеловские переулки»), затем пейзаж стал символическим («Красный дом»), а еще позже появились «пустые» пейзажи («Пустырь») и места «общего пользования» - забегаловки, больницы, залы ожидания, заполненные типично канторовскими персонажами. Максим изображает  этих несчастных «людей пустыря» -  драчунов, алкашей, бродяг - зачастую гротескно, почти карикатурно. И все-таки им, одиноким, болеющим, выпивающим, забитым жизнью и уставшим, Кантор искренне сочувствует, и в этом смысле он верен старой, ныне подзабытой демократической традиции: он на стороне простого народа.  У него, интеллектуала, с этим народом – кровная связь…
С середины 90-х годов в графических сериях «Пустырь», затем «Метрополис» и, далее, «Вулкан» - Кантор визуализирует тему гибельности современной цивилизации. Он раскрывает ее  сначала на примере отдельно взятой страны - России, а затем  - и западного мира в целом. Это уже открытая политическая декларация. Здесь и карикатура на «рынок», на заре «перестройки» казавшийся панацеей от всех бед, а оказавшийся просто загоном, где «все на продажу» («Рынок и дворняга). Или – что-то вроде «концлагеря наоборот» - комфортная резервация для избранных, окруженная проволокой, с башнями и пулеметами («Лагерь нового типа»).
Очень интересно отношение художника к историческим лицам. Для него нет далекой истории: Черчилль, Сталин, Ленин, Троцкий, Гитлер и другие персонажи – все они  существуют «здесь и сейчас», они живые, карикатурно похожие, действующие.  И если не «вечно живые» сами по себе, то уж точно вечно живы амбиции и претензии всех, кто желает переделать мир, устроить революцию, начать войну («Рождение века. Сталин, Троцкий, Ленин, Черчилль учат уроки»)
Есть у Кантора и другие портреты – людей, которых Кантор, безусловно, ценит. На полотне «Лев Толстой» великий писатель с котомкой за спиной, дан в повороте: он посмотрел на весь этот исторический театр и как-то резко, неприязненно уходит.
Максим Кантор многое отрицает, критикует, но во многом и сомневается – и прежде всего сомневается в идолах и идеалах современного общества. Его сомнение – в его произведениях, литературных, графических, живописных. Стоит посмотреть и подумать.
(Источники: Пресс-релиз «Выставка М. Кантора в Русском музее», статья А. Боровского «Доза Кантора»)


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
мастера живописи, конкурсы, благотворительность, выставки, выставки в Тольятти, музей, Максим Кантор, Владимир Юкин, Петр Оссовский, Сергей Герасимов, фестивали, Аркадий Пластов, ТГУ, меценатство, Иван Комиссаров, акварель, авангард, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Ким Бритов, Евгений Телегин, Конкурсы в области изобразительного искусства, Премии Против течения, Александр Рукавишников, виртуальные выставки, пейзаж, Гелий Коржев, Скульптура, Огюст Роден, Сергей Галета, дизайн ювелирных изделий, Академия Художеств, самарские художники, Станислав Никиреев, графика, Красные ворота, художественные конкурсы, Василий Нестеренко, гиперреализм, натюрморт, актуальное искусство, реализм, Российская академия художеств, Творческий союз художников, выставка, соцреализм, Русский музей, Дмитрий Жилинский, суровый стиль