Виталий Вавилин: Неудачная попытка создания музея

14.07.2013

В фонде "Духовное наследие"после бурного периода,связанного с реализацией проекта строительства памятника В. Н. Татищеву, наступило время "малых дел". Фонд издавал книги, устраивал выставки, и это было крайне важно и необходимо для города. Но в какое-то время появилось ощущение скуки и обыденности. Попытались реанимировать ситуацию посредством приглашения в состав фонда новых людей, но народ явно воспринимал фонд не как место реализаций своей гражданской позиции, а, прежде всего, как место престижного местопребывания. Фонд потихоньку плесневел.
Помимо собраний всех участников фонда, в то время практиковались неформальные встречи сопредседателей. Обычно это происходило в кабинете А. В. Николаева в ВАЗовской высотке. На одной такой встрече прозвучала мысль о необходимости реализации нового масштабного проекта для города, по уровню и значимости не уступающего строительству памятника Татищеву. Одним из важных условий выбора проекта была его полная независимость от городских властей. Н. Д. Уткин , будучи мэром города, не принимал активного участия в работе фонда, и его редкие посещения собраний участников больше напоминали отработку трудовой повинности. К тому же именно его недюжими усилиями был остановлен и в итоге уничтожен проект по строительству памятника Устроителям города.
В результате обсуждения остановились на идее создания в городе художественного музея под эгидой фонда ДН. Мне, как человеку активно продвигавшему эту идею, поручили сделать доклад на собрании участников фонда. Это было несложно, на первый взгляд. Я рассказал всем суть идеи, рассказал историю создания Третьяковской галереи, историю художественных собраний Щукина, Морозова, Боголюбова. Поведал о зарубежном опыте создания негосударственных музеев на примере музея Гуггенхайма и собрания Людвига. В качестве первого взноса в реализацию проекта передал фаянсовую скульптуру Александра Рукавишникова "Финиш". Но идея, справедливости говоря, не вызвала у участников фонда бурного энтузиазма. В итоге после долгого обсуждения все свелось к фразе"ну, давайте начнем, а там посмотрим". Создалось впечатление что посиделки "ни о чем" всех устраивали и особо желания напрягаться ни у кого не возникало. Дело было не в проекте создания музея , а в нежелании вести какую-либо активную работу. Расшевелим, - подумали тогда мы с Жилкиным. На следующее собрание участников фонда я принес четыре офорта Пикассо и три офорта Миро, предложенные нам для покупки одним коллекционером.
Участники фонда внимательно посмотрели работы. Были следующие комментарии.
" Ты серьезно считаешь, что это произведения искусства?"
" А что там нарисовано?"
"Да у меня внучка лучше рисует в детском садике!"
Были вопросы и высказывания по существу.
" А мне больше нравится Репин и Шишкин. "
"Где гарантия, что эти подлинные работы?"
" Кто определил цену?"
"Нам необходимы специалисты для принятия решения, какие работы приобретать, а какие нет."
В итоге в дискуссиях потеряли недели две-три, к согласию не пришли, работы пришлось вернуть коллекционеру. Проект потихоньку сошел на нет. Большинство участников фонда не выразили ни интереса, ни малейшего желания делать такой проект.
Намного позднее я осознал всю примитивность своего подхода к реализации проекта. Не была определена концепция, необходимо было привлечь специалистов, отсутствовало понимание объема и источника финансирования проекта и т. д. Но была одна, наверное, самая серьезная проблема, о которой я искренне не догадывался, пока ее очень популярно некоторое время спустя не объяснил Максим Кантор.
Месяца через два после неудачной попытки запустить проект по созданию в городе художественного музея, я, будучи в Москве, зашел в гости к Максиму. Рассказал о неудачной попытке. Максим, выслушав мой рассказ, философски заявил: "Не печалься. У вас все равно ничего бы не получилось. Хорошо, что вы на этой стадии не договорились и не начали.
Музейные собрания создают одиночки. Ты рассказывал историю Третьякова, Боголюбова, Гуггенхайма и не обратил внимание на очень важный аспект. Это были одиночки. Да, у них были помощники, сподвижники, консультанты, но именно они сами определяли концепцию коллекции, организововали финансирование, вели переговоры с художниками и их потомками, принимали решение о покупке или не-покупке работ. Музей невозможно создать толпой. Кому-то нравится Пикассо, кому-то Шишкин. Это разные музейные собрания. И нескольким людям невозможно договориться о единой концепции коллекции, потому что каждый из них прав - у них не может быть судьи."


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст

Мы на городских
интернет ресурсах

Неспящие в ноябре. Площадь Свободы

Записки горожанина о выставке Красные ворота\Против течения-2018. Видео.

ТГУ: Красные ворота\Против течения. Видео

Красные ворота\Против течения. Видео

Некарамельное искусство. Площадь Свободы

В Тольятти пройдет этап выставки "Красные ворота\Против течения" ВолгаНьюс

"Тремоло", итоги: берегите романтиков! Вести.ру

Выставку Музея Актуального Реализма можно посетить бесплатно. Самарская газета.

 100 свидетельств эпохи. Волжская Коммуна

К чему будет двигаться культура Тольятти в ближайшие годы. Ponedelnik.press

Как видят город художники. День Города

На восстановление «Радости труда» требуется 20 миллионов. День Города

На реконструкцию тольяттинской стелы "Радость труда" могут открыть счет для пожертвований. ИА Волга-Ньюс

В Тольятти прошла творческая встреча с Мариной Нееловой. ИА Волга-Ньюс

Неделя с Ириной Яновской. Презент, Тольятти

В. Вавилин: Бороться за души и умы детей. Интервью создателя Волжской картинной галереи газете "Понедельник"

 

Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, конкурсы, реалистическое искусство, благотворительность, выставки, Рукавишников, выставки в Тольятти, Давид Бурлюк, Богомолец, Максим Кантор, музеи, Владимир Юкин, Додонов Евгений, Сергей Герасимов, русские художники, Аркадий Пластов, ТГУ, меценатство, Андрей Тутунов, Иван Комиссаров, футуризм, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Ким Бритов, Выставка Красные ворота, Ефрем Зверьков, Конкурсы в области изобразительного искусства, Премии Против течения, Александр Рукавишников, Сергей Шаров, Гелий Коржев, Скульптура, Зураб Церетели, Академия Художеств, самарские художники, офорт, частные коллекции, Станислав Никиреев, графика, выставка актуального искусства, Красные ворота, художественные конкурсы, натюрморт, Николай Фешин, реализм, Российская академия художеств, Творческий союз художников, выставка, Манеж