Татьяна Гриднева: В Самаре с успехом прошла выставка из собрания тольяттинского Музея актуального реализма «100 свидетельств эпохи»

31.07.2018

В наше время многие художники, получившие классическое художественное образование, находятся в некоторой растерянности. Слишком уж на них давит популярность contemporary art, в котором важно не мастерство, а концепт, остроумная придумка, забавная игра со зрителем. Не случайно к своему 80-летию Самарское отделение Союза художников России решило напомнить своим членам о больших мастерах изобразительного искусства, творивших на нашей земле в полном трагическими событиями ХХ веке, организовав выставку из произведений богатейшей коллекции тольяттинского
Музея актуального реализма.
Авторов представленных в экспозиции работ не сломил ни идеологический пресс, ни тяжелые жизненные условия, ни преследование любых проявлений «буржуазных течений» в искусстве. Оставаясь в рамках одобряемого властью реализма, каждый из них нашел свой путь, собственный почерк и свои, особые
темы. Их произведения не теряют своей актуальности в наше время. Просто потому, что они изображали, по выражению одного из художников той поры Гелия Коржева, «землю и живущих на ней людей». Каждое из произведений, представленных на выставке в региональном Союзе художников – это свидетельство времени и послание автора сегодняшним зрителям. Есть на выставке и работы современных последователей этого художественного направления. Таких, как необычайно популярный среди среднего поколения и молодежи художник Василий Шульженко. Реалистичность образов контрастирует в его работах с юмором, сатирой и острой социальной направленностью.
Пройдемся на прощание по этой знаковой для Самары выставке. В центре экспозиции – широко известное полотно «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» Николая Бута, яркого представителя студии имени поддерживают бюсты красноармейца и матроса, выполненные мэтром современной российской скульптуры Александром Рукавишниковым. По левую сторону от полотна Николая Бута устроители выставки расположили работы художников – детей военного времени. В самом начале войны ученики Московской средней художественной школы, образован-
ной под эгидой Академии художеств СССР, были спешно эвакуированы в Башкирию. Здесь одаренные, собранные со всей страны подростки жили в тяжелых условиях: было мало дров для отопления интерната, не хватало одежды и нормальной пищи. Однако каждый день шли упорные занятия. Рисовали в холодных классах в пальто и варежках. А чтобы научиться изображать белое на белом, мальчишки и вовсе работали на пленэре, на морозе, отогревая замерзшие руки над котелком с вареной картошкой. Более сорока из этих ребят впоследствии стали членами Академии художеств, лауреатами государственной премии, народными художниками СССР.
В коллекции Музея актуального реализма находятся и работы учителя ребят из средней московской художественной школы Василия Почиталова, который преподавал живопись и композицию будущим академикам и сопровождал их во время эвакуации в Башкирию. Его картина, представленная в экспозиции, так называется - «На пленэре». Среди учеников московской художественной школы был и большой самарский художник Валентин Пурыгин. Такие его соученики, как Петр Оссовский, Гелий Коржев, Виктор Иванов стали основоположниками так называемого «сурового стиля» в советском искусстве. Продолжая тенденции изобразительного искусства СССР досталинского периода, они ориентировались на творчество Александра Дейнеки, Георгия Нисского,
Петра Кончаловского и других, отображая в своих работах облик современника. Но не угодного власти «колесика» или «гвоздика» советской системы, а самодостаточную, уверенную в себе личность. Человека, отстоявшего свое Отечество от врага и строящего мирную жизнь для своих детей.
В экспозиции находятся лучшие творения Петра Оссовского, которого связывала долголетняя дружба с коллекционером Вавилиным и жителями Тольятти. «Словацкая девушка за шитьем» притягивает внимание зрителя своей монументальностью и лаконизмом. «Автопортрет с дочерью» Виктора Иванова – это полное внутренних переживаний автора полотно, написанное художником после смерти любимого дитя, только вошедшего в пору расцвета. Серия сдержанных по цвету – чернобело-охристых работ Андрея Васнецова, отображает будни представителей рабочего класса. Например, то, как они играют в шахматы во время короткого перерыва на обед. Художника отличает бесконечное уважение к людям труда, монументальность их обобщенных образов. Неподготовленный зри тель и не поверит, что Андрей Владимирович – внук автора иллюстраций к русским народным сказкам Виктора Васнецова.
Еще один титан сурового стиля, взявший на вооружение идеи классиков итальянского неореализма, Гелий Коржев представлен на выставке удивительным произведением – фантазией из жизни придуманных им самим трогательных существ - «тюрликов».
Большой удачей для себя Виталий Вавилин считает приобретение натюрморта Александра Суханова. Этот художник не стал настолько известным, как его однокашники по московской художественной школе, так как рано ушел из жизни. Но при встречах с коллекционером каждый из вышеназванных мэтров говорил: «Сашка Суханов был из нас самым лучшим. Это настоящий гений». Немало таких же восторженных слов слышал от них Виталий Вавилин и в адрес Валентина Пурыгина.
На противоположной стене галереи – проникновенные пейзажи русской природы кисти Константина Горбатова, полыхающие золотыми красками осени картины Кима Бритова и Владимира Юкина. Пасущиеся лошади, написанные Леонардом Туржанским на совсем маленьком холсте, признаны эталонными изображени-
ями этих благородных животных в российской живописи. Так же, как пейзажи великого Петра Кончаловского, образец которых представлен на выставке. Настоящей жемчужиной является композиция «Девочка с лилией» Дмитрия Жилинского. Художник восхищается грацией и наивной чистотой юной девушки.
Продвигаясь в конец экспозиции, зритель видит сцены из жизни российской глубинки, выполненные Андреем Тутуновым. Его женой и соратницей была прекрасная художница Ирина Шевандронова, разделявшая увлечение коренного москвича Тутунова деревенской тематикой. Ее дипломная работа «Дети в сельской библиотеке» в послевоенные годы была названа образцом советской жанровой живописи и была растиражирована во всех школьных учебниках. Картина «Вечер в сельском клубе» - это произведение особого рода. На ней изображены пары, танцующие медленный танец – в валенках и телогрейках, при тусклом свете ламп. Это аллегория полной забот и невзгод, но все же счастливой жизни вдвоем. Ирина Васильевна сделала ее эскиз перед самой смертью, а муж написал в память о своей спутнице жизни дописал картину. Кисти Ирины Шевандроновой принадлежит и портрет колхозницы в полушубке. Румяная красавица относится к тому же типу русских женщин, что и баба - стригаль Федора Малявина. Это, возможно, первый из серии женских портретов, которыми так прославился этот замечательный художник. И самарский зритель имеет счастье его увидеть на этой выставке.
Поразительно мастерски написан еще один портрет девушки. Это работа самого Бориса Иогансона, автора картины «Допрос коммунистов». Здесь же набросок его автопортрета. Вот далеко не полный перечень художников и картин, которые самарцы смогли увидеть в июне. В связи с большой популярностью выставки ее действие продлено до 30 июля.  Все фонды частного музея насчитывают более двух тысяч единиц. Надеемся, что тольяттинцы вновь приедут с новой экспозицией в столицу губернии.

Виталий Вавилин, учредитель Музея актуального реализма: Актуальны ли сегодня Серов и Репин? Коржев, Иванов, Оссовский? Интерес к их выставкам говорит сам за себя. Я стремлюсь, чтобы в нашем музее было представлено лучшее из реалистического искусства второй половины ХХ начала ХХI века, то, в чем отразилось культурное, социальное, эстетическое разнообразие нашего времени. Все настоящее, честное и искреннее всегда будет востребовано как достоверное свидетельство эпохи, как портрет, оставленный потомкам талантом художника.


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст

Мы на городских
интернет ресурсах

Неспящие в ноябре. Площадь Свободы

Записки горожанина о выставке Красные ворота\Против течения-2018. Видео.

ТГУ: Красные ворота\Против течения. Видео

Красные ворота\Против течения. Видео

Некарамельное искусство. Площадь Свободы

В Тольятти пройдет этап выставки "Красные ворота\Против течения" ВолгаНьюс

"Тремоло", итоги: берегите романтиков! Вести.ру

Выставку Музея Актуального Реализма можно посетить бесплатно. Самарская газета.

 100 свидетельств эпохи. Волжская Коммуна

К чему будет двигаться культура Тольятти в ближайшие годы. Ponedelnik.press

Как видят город художники. День Города

На восстановление «Радости труда» требуется 20 миллионов. День Города

На реконструкцию тольяттинской стелы "Радость труда" могут открыть счет для пожертвований. ИА Волга-Ньюс

В Тольятти прошла творческая встреча с Мариной Нееловой. ИА Волга-Ньюс

Неделя с Ириной Яновской. Презент, Тольятти

В. Вавилин: Бороться за души и умы детей. Интервью создателя Волжской картинной галереи газете "Понедельник"

 

Партнеры

            

Облако тегов
коллекция собрание актуального реализма, конкурсы, выставка презентация Собрания актуального реализма, благотворительность, выставки, выставки в Тольятти, музей, Максим Кантор, музеи, Оссовский, Петр Оссовский, Роберт Фальк, Аркадий Пластов, ТГУ, МГАХИ имени Сурикова, меценатство, русская икона, Андрей Тутунов, выставка в Русском музее, акварель, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Евгений Телегин, Выставка Красные ворота, фестиваль, Александр Рукавишников, пейзаж, Гелий Коржев, Александр Волков, Скульптура, Сергей Галета, Ле Корбюзье, Зураб Церетели, Академия Художеств, Сергей Гриднев, самарские художники, Рембрандт, офорт, частные коллекции, Клод Моне, Станислав Никиреев, графика, Красные ворота, художественные конкурсы, натюрморт, Николай Фешин, актуальное искусство, реализм, Российская академия художеств