Ирина Яновская: online-интервью на сайте ponedelnik. info

02.07.2013

В эпоху интернета и вседоступности информации многие ставят под вопрос  актуальность традиционных очагов культуры: библиотек, театров, музеев etc. Станут ли эти заведения атавизмами эпохи просвещения или найдут свою нишу в текущих реалиях, каковы культурные вкусы и потребности сегодняшних тольяттинцев, нужен ли городу музей современного искусства — обсуждаем с куратором Волжcкой картинной галереи «Собрание актуального реализма» Ириной Яновской.

 

Сергей

Добрый день. Ирина Борисовна, какие критерии должны обеспечивать
работы местных художников претендующих на попадание в вашу коллекцию?

 

Irene Yanovskaya

Сергей, концепция нашего собрания предполагает наличие коллекций произведений выдающихся художников, связанных со Средней Волгой. Пока в собрании - работы нашего земляка, уроженца Ставрополя К. Горбатова; Ф. Малявина - знаменитого русского художника, родившегося в Самарской губернии; произведения С. Южанина, жившего и преподававшего в Самаре в начале 20 века. Из более близких по времени художников - несколько работ Ивана Комиссарова, которые по стилю своих работ был близок Владимирской школе живописи (а мы гордимся своей коллекцией работ представителей этой школы).

 

Инна

Еще очень интересно как определяется цена произведения современного искусства?Откуда берутся ценники в несколько тысяч долларов?

 

Irene Yanovskaya

Инна, хотела бы написать: рыночным путем. Но это будет не совсем правда. В России развитого рынка произведений искусства, пожалуй, нет. Хотя уже есть несколько российских аукционных домов, которые пытаются его сформировать. Если говорить о рыночной составляющей процесса, то это похоже на шоу-бизнес: раскрутка и продюсирование - залог успеха. Но цена далеко не всегда - особенно в случае с современным искусством - есть мерило таланта.

 

Cвета

Зашла на сайт и с удивлением обнаружила это интервью. В Тольятти существует современное искусство???

 

Irene Yanovskaya

Светлана, в Тольятти создается музей (или галерея - как вам больше нравится) с названием "Собрание актуального реализма". А ваш вопрос, видимо, о другом: есть ли в Тольятти художники, которые творят современное искусство? Это немного о другом.

 

Елена

Здравствуйте. А как родилась идея создания подобной картинной галереи?

 

Irene Yanovskaya

Елена, подобные идеи всегда возникают в головах чем-то увлеченных людей. В данном случае В.В. Вавилин - учредитель Волжской картинной галереи - сначала много лет потихоньку собирал коллекцию живописи исходя из своих вкусов и предпочтений. Постепенно у него выкристаллизовалась концепция этого собрания и сформировалось четкое желание создать в Тольятти художественный музей. Таких историй немало было в мире, да и в России – тоже.

 

Анна

Ирина Борисовна, здравствуйте! Расскажите про выставку "Красные ворота". Трудно ли было ее организовать? Как ее оценили жители города? Остались ли вы довольны результатом работы?

 

Irene Yanovskaya

Красные ворота - это проект Академии художеств. Мы вышли с предложением включить в список городов, где проходит эта выставка (и конкурс), и Тольятти. Это и было сделано в 2012 году, в ноябре. Трудно ли? Да. И знаете, почему? Нет в городе ни одного помещения, удовлетворяющего требованиям к подобным выставкам. Просто негде выставить картины. Думаю, что место, которое мы организовали в конечном итоге для этой выставки, было не самым лучшим. Но даже и в том помещении эту выставку посетило более 1 500 человек. Я считаю, это здорово. Продолжение проекта - в 2014 году.

 

Максим Кудеров  

Вопрос про тематику галереи. Многие великие коллекции искусства собирались из относительно недорогих работ современников, ставших впоследствии классиками, законодателями стиля и т.п. Виталий Владимирович выбрал для себя "актуальный реализм" - то есть, это и не избитый классический реализм (который или очень дорогой, или имеет слабое отношение к искусству), и не провокационное современное искусство (которое неоднозначно воспринимается в нашем, в большинстве своем по этой части убогом обществе). Получается некий невыразительный, на мой взгляд, компромисс. Почему Вавилин, на ваш взгляд, выбрал именно такой содержательный путь для галереи?

 

Irene Yanovskaya

Эти вопросы - очень тонкие, зависят от оценок, очень индивидуально все. То, что одному зрителю, критику, знатоку или не очень, кажется "провокационным", другим может восприниматься как вполне себе "классический образец". Про компромиссы речь не идет. Просто любой коллекционер выбирает что-то именно свое, то, что будет отличать его коллекцию от других. Ценность любой концепции - в ее уникальности. Виталий Владимирович - человек, который никогда не действует спонтанно, непродуманно. И свою концепцию он много раз излагал. У нас в галерее есть буклет - своеобразный отчет о том, что сделано в 2012 году. Всем дарим абсолютно бесплатно. Там об этом написано.

 

Максим Кудеров   

Ирина Борисовна, в нашем практичном мире интерес к искусству иногда удается привлечь, подбирая общие знаменатели. Например, деньги. Понятно, что Виталий Вавилин - человек обеспеченный и идея с Волжской галереей, его личное продвижение и финансирование проекта - это его благотворительность, созидание, наследие и подарок городу Тольятти. Во сколько Вавилину обходится его подарок, какие деньги тратит Вавилин на пополнение коллекции галереи?

 

Irene Yanovskaya

Максим, наверное, это у Виталия Владимировича лучше спросить. Но я знаю точно, что много людей участвуют в этом процессе, не он один. Есть и дарители - как из числа коллекционеров, так и сами художники. Из тех, кто работает в галерее, лишь один человек получает зарплату - и то очень маленькую. Мы же, остальные, рассматриваем это как благотворительную деятельность на - правда - благое дело.

 

Катя

Добрый день, Ирина Борисовна. Во-первых, спасибо за вашу галерею, когда приезжали на открытие (в старом городе) были приятно удивлены, тем, как все сделано и оформлено. Я даже в Москве не везде видела, чтобы рядом с работами лежали запакованные перчатки. Это здорово.
Скажите, собирается ли ваша организация поддерживать искусство в городе по средствам грантов или стипендий? Планируете ли вы вести образовательные программы, ведь, чтобы понимать современное искусство нужно иметь большой бэкграунд. Хотелось бы еще узнать, как вы планируете дальше развиваться, какие выставки нас ожидают?

 

Irene Yanovskaya

Катя, спасибо! Мы сегодня пытаемся поддерживать молодежь как раз посредством стипендий: уже почти год платим именные стипендии двум тольяттинским студентам-художникам из ТГУ и еще одну стипендию выплачиваем талантливому студенту-скульптору в Москве. Будем что-то сами зарабатывать - сможем и больше помогать. Разумеется, образовательные программы - у нас в планах. Хотим сделать в своем музее несколько залов с копиями великих произведений, причем копиями очень качественными; разработать интересные экскурсии, циклы лекций по разным этапам мировой художественной культуры. Это планы, хотелось бы воплощать их побыстрее, но музейные дела быстро не делаются... Ближайшая выставка - в сентябре. В этом месяце исполняется 15 лет с того момента, как установлен в нашем городе памятник Татищеву работы А. Рукавишникова. Хотим вспомнить, как это было. Это будет выставка фотографий, посвященных тому времени, тому событию. Приглашаем всех, у кого есть такие фотографии, поучаствовать. Выставка лучших фотографий состоится в офисе галереи, на б-ре Ленина, 23.

 

Katya Golovina  

Спасибо за ответ. А еще есть такой вопрос, как вы считаете, можно ли зарабатывать на музейной (галерейной) деятельности в нашем городе? Речь не о прибыли, а о том, сможет ли музей существовать на свои заработанные деньги или всё время нужна спонсорская поддержка?

 

Irene Yanovskaya

Думаю, что вряд ли можно будет заработать нашему музею в Тольятти. Знаете, какой первый вопрос задают, если речь идет о какой-то выставке? Правильно: а вход бесплатный? Так уж повелось у нас... Даже если вход стоит 100 рублей, это становится для многих и многих людей непреодолимым препятствием. Зарабатывать планируем на другом: на том, что будем создавать готовые полностью к показу экспозиции и предлагать их за небольшую арендную плату музеям в самых разных городах в нашей стране. Это общепринятая практика.

 

Katya Golovina

Да, я знаю. Имею отношение к выставочной деятельности в области современного искусства. Мы пытаемся организовать выставочную деятельность по современной фотографии и мультимедиа в Тольятти. Но пока все очень сложно с финансированием. Поэтому этот вопрос мне очень интересен :) А вот идея с экспозицией очень отличная, я очень надеюсь, что у вас все получится. И кстати, если вам нужна будет какая-то помощь, я всегда рада помочь искусству в нашем городе. Можем обменяться контактами или даже встретится, пообщаться, было бы очень интересно.

 

Андрей

Добрый день! Вопрос такой: рассматривает ли галерея сегодня подключение к своей коллекции предметов искусства в других формах помимо живописи? Я имею в виду, например, какие-то современные мультимедийные формы такие как видео или флеш-анимацию или, может быть, скульптуру? Существует ли вообще актуальное искусство вне живописи?

 

Irene Yanovskaya

Андрей, конечно же, существует. Сегодня часто приходится слышать, что как раз традиционная картина уже неактуальна... Все зависит, видимо, от того, насколько широко мы понимаем и трактуем понятие "реализм". Но это вопрос дискуссионный. В нашей коллекции пока - живопись, графика, есть несколько произведений скульптуры, причем есть даже две фигуры муз, ранее стоявших на фасаде Большого театра. Они очень объемные, так что пока демонстрировать их мы не можем.

 

Анна  

Ирина, где заканчивается реализм и начинается сюрреализм?

 

Irene Yanovskaya

Это вопрос спорный, оценочный. Думаю, искусствоведы должны писать на эту тему серьезные работы. Вот мы, например, считаем Максима Кантора представителем реалистической школы, а эксперты Фонда М. Прохорова, когда я знакомила их с коллекцией, очень этому удивились. Так что единого мнения нет. Но в каких вопросах, касающихся искусства, оно есть?

 

Natalia Viktorova

Здравствуйте, слышала, у Вас в коллекции есть работы группы aes+f. Что за работы? Они выставлены? Их можно увидеть и сколько стоит вход? Спасибо!

 

Irene Yanovskaya

Работы АЕS+F выставлялись на выставке Красные ворота, вы могли их увидеть там в ноябре прошлого года. Нам подарил одну работу этой группы академик К. Худяков, но она нас пока дожидается в Москве - очень большой размер.

 

МАрк

День добрый. Картины в вашу галерею покупаются на Лондонских аукционах. А те, что пишутся в России, что фейсом не вышли? Или не интересно покупать полотно за несколько тысяч рублей, нужно обязательно за десятки-сотни тысяч долларов?

 

Irene Yanovskaya

Марк, а на аукционах - и не только на Лондонских, но и в Германии, и в России, и даже в Америке - покупаются как раз работы, написанные в России или, уж во всяком случае, русскими художниками. К сожалению, многие из них (работ) оказались за границей - приходится возвращать. Когда удается купить работу за несколько тысяч рублей - нашей радости нет предела. А еще нам художники дарят свои работы вообще безвозмездно, за что им большое спасибо.

 

Екатерина Ланге

Ирина Борисовна, добрый день! По официальным данным в Тольятти работает почти сотня музеев. Как их количество отражает их качество? И каково соотношение спроса и предложения на музейный продукт в городе, регионе? Спасибо.

 

Irene Yanovskaya

Катя, я ведь музейщик начинающий, про сотню музеев просто не знаю. В любом случае, по-моему, главная проблема - это наполнить музеи посетителями. Знаю, что чемпион по количеству зрителей - Лувр, а его посетители на 90% - туристы, причем французские, а не иностранцы. Неразвитость внутреннего туризма, отсутствие инфраструктуры для него - вот наша ситуация. И еще: думаю, что музей должен быть не только музеем-коллекцией, но и музеем-событием. Сочинять события и привлекать на них людей - вот что нужно сегодня по-моему.

 

Sonia Blondeaux

Уважаемая Ирина Бориосвна! Как всегда согласна с каждым вашим словом! !Сочинять события! Спасибо Волжской картинной галерее и Вам за замечательные события!


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
коллекция собрание актуального реализма, конкурсы, реалистическое искусство, благотворительность, выставки, выставки в Тольятти, музей, Давид Бурлюк, Максим Кантор, музеи, премии, Владимир Юкин, Оссовский, Петр Оссовский, Додонов Евгений, Сергей Герасимов, Роберт Фальк, Бубновый валет, Аркадий Пластов, Мартирос Сарьян, Альберт Папикян, Михаил Шемякин, ТГУ, меценатство, Андрей Тутунов, выставка в Русском музее, Владимир Серебровский, Иван Комиссаров, акварель, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Ким Бритов, Евгений Телегин, Выставка Красные ворота, Конкурсы в области изобразительного искусства, Премии Против течения, Александр Рукавишников, виртуальные выставки, пейзаж, Гелий Коржев, Скульптура, Огюст Роден, Сергей Галета, тольяттинские художники, Ле Корбюзье, Зураб Церетели, Академия Художеств, самарские художники, Рембрандт