Наталья Харитонова: Против течения. Четвертый заплыв

14.10.2016

Наталья Харитонова: Против течения. Четвертый заплыв
Выставка-конкурс «Красные ворота. Против течения» — событие не рядовое

Ее инициаторами выступили Российская академия художеств, Творческий союз художников России, государственные музеи Поволжья и Волжская картинная галерея.
Против негатива
К хорошему привыкаешь быстро. Вот и от Волжской картинной галереи «Собрание актуального реализма» как будто уже привыкли ждать, что ее итоговый конкурсный вернисаж удивит, порадует и еще не раз заставит задаться первым вопросом,который возник несколько лет назад на первых волжских «Воротах»: отчего же все-таки против? Вот и на этот раз такой вопрос задал председателю Поволжского отделения РАХ Константину Худякову кто-то из новеньких. И Худяков охотно вернулся к своей любимой теме: «Против течения — значит, против негативных тенденций в искусстве, с одной стороны, и от устья до истоков (Саратов — Тольятти — Уфа — Москва) — с другой». Вот так от устья до истоков и пытается «выравнять» художнический конкурс команда творческих профессионалов, взявшихся за этот затратный проект.
А судьи кто?
В работе дискуссионных площадок выставки приняли участие ее постоянный куратор, исполнительный редактор журнала «Диалог искусств», ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства Ирина Сосновская и вице-президент Российской академии художеств, председатель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого союза художников России, автор проекта Константин Худяков. И не открыв Америки, Константин Худяков в который уже раз невесело отметил, что в плане художественной культуры Россия отстает от Запада: «У нас нет ни сотбисов, ни кристи, ни моррисов. Мы придумываем проекты, как, например, эта выставка, делая заказы художникам. Таким образом мы надеемся поднять им настроение и уровень их творчества,
попытаться актуализировать то,что они сейчас делают. Потому что заниматься пейзажами — замечательно, полезно, нужно, но все-таки художник должен ставить перед собой сверхзадачу.У себя в мастерской он должен создавать что-то такое, что превзойдет все ожидания».
А Ирина Сосновская вновь выразила сожаление, что в Тольятти нет настоящей, достойной экспозиции такого высокого уровня выставочной площадки. Зато у нас есть художники, которые умеют по-своему «читать» время и делать нас своими современниками.
В этом году жюри конкурса приняло к рассмотрению более 7000 работ от 700 заявивших о себе творцов из 28 регионов России. В итоге было отобрано 452 работы.
Читая темы
Худяков уверен, что это выравнивание общего уровня участников случилось, что претенденты
на премии подросли в качестве своих работ и научились «читать темы», поразившие когда-
то инициатора и автора проекта Константина Худякова, когда он задумывал номинации творческого соревнования. Когда-то в детстве ему подарили книжку Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». Оттуда-то и номинации-2016, среди которых есть даже… рай. Да, темы звучали на этот раз именно так: рай, огонь, воздух, вода, земля, день и ночь, время, катаклизм и космос.
И фотограф Яков Князев показал всем свой «рай» в кадрах из своего марокканского путешествия, которые, пожалуй, хрестоматийно убедительно ложатся в представление о райских кущах.
Так что теперь уже есть вполне географически точное направление, найденное фотографом
из Тольятти, который стал, по абсолютно единодушному мнению экспертов, настоящим открытием этой выставки.
В полку прибыло
Кстати, число художников, которые претендовали на участие в выставке, растет год от года: в
этом году жюри приняло к рассмотрению более 7000 работ от 700 заявивших о себе творцов.
В итоге трудной, как сказал Худяков, «кровопролитной» работы экспертов было отобрано 452
работы. Это и живопись, и графика, и фотоработы, и цифровое искусство. Тольяттинцы тоже дали оргкомитету возможность потрудиться над выбором лучших из лучших: 170 работ пришло на кон-
курс из нашего города. В финале оказалось двенадцать авторов из Тольятти и двадцать семь из Самары. Самара пока явно лидирует. Как и столица, впрочем. Московские художники тоже ценят пространства «Красных ворот» и не против опубликоваться в энциклопедии, которая выходит всякий
раз после закрытия очередного выставочного проекта. Энциклопедия уж больно хороша: тяжелая, красивая, насыщенная современным искусством и именами, которые стали знакомее и доступнее нерядовому и рядовому зрителю. Детищем этим и Худяков, и его коллеги по оргкомитету гордятся особенно.
Тридцать одна
Не секрет, что конкурсная составляющая, конечно, определенно интересна для художников, ко-
торым одинаково важна и материальная, и нематериальная поддержка. Тридцать одна премия — это шанс по-новому зазвучать известным или дебютирующим в искусстве художникам. Деньги творческому люду и на этот раз давали губернаторы двух поволжских регионов и частники. Среди вторых — основатель Волжской картинной галереи Виталий Вавилин. Так что премию имени Ильи Репина можно считать вавилинской, и получил ее на этот раз наш молодой фотограф Яков Князев. Вторая награда, присужденная экспертами и академиками художеств, из рук руководителя департамента культуры мэрии Тольятти Надежды Булюкиной досталась нашему же графику Алексею Зуеву, имя которого уже тоже хорошо знакомо поклонникам изобразительных искусств. Кстати, премия имени И.Е. Репина отмечает работы как раз за «актуальность в академическом искусстве», а «Против течения» стремится актуализировать современное на качественном академическом поле конкурса. Как сказал Константин Худяков, в шорт-лист выставки чаще всего не попадали произведения, которые просто не соответствовали теме номинации, а вот общий уровень в шестнадцатом году был
уже достаточно высок в целом у всей огромной массы конкурсных предложений из разных городов страны. Про деньги, кризис и творчество как раз немало говорили на круглом столе в
рамках выставки.Всего прислали на конкурс работы из 28 регионов страны. Так что для устроителей и аналитиков современного искусства это еще и некий срез: так мыслят, чувствуют и работают современные художники в кризисные времена по всей матушке России.
Сопоставимы с мировыми Второе частное лицо, которое спонсирует премии выставки, — Зураб Церетели. И премия Церетели вручается московским творцам так же, как премия Петрова-
Водкина в Саратове, а Репина — на тольяттинской площадке. Кстати, об одном из тольяттинских победителей — фотографе Якове Князеве — Константин Худяков говорил, что «его работы сопоставимы с мировыми шедеврами».
Четвертая, не последняя
Тольятти принимает эту большую передвижную межрегиональную выставку уже четвертый раз. И, разумеется, огромный груз организационных, пропагандистских и человеческих усилий падает тут всякий раз на Волжскую картинную галерею и на заместителя ее директора Ирину Яновскую.
Ирина знает каждую работу и почти всех конкурсантов в лицо, умеет привлечь к конкурсу ярких личностей и организовать дискуссионные трибуны проекта так, что на память о «Воротах» остаются не только эмоции, связанные с творческими открытиями, но и вопросы, засевшие в голове после споров и откровений на встречах вне праздничной церемонии открытия. Вот почему Российская академия художеств отметила с благодарностью ее личный творческий вклад в этот про-
ект. И это справедливо. Потому что мы вновь будем ждать следующего заплыва против течения в надежде открыть для себя новые имена и пообщаться со старыми знакомцами, талант которых особенно греет и будит в непростые для России и Тольятти времена.


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, коллекция собрание актуального реализма, мастера живописи, конкурсы, благотворительность, выставки, Рукавишников, выставки в Тольятти, Давид Бурлюк, Максим Кантор, музеи, Петр Оссовский, Додонов Евгений, Сергей Герасимов, Бубновый валет, фестивали, Аркадий Пластов, Альберт Папикян, ТГУ, МГАХИ имени Сурикова, Константин Коровин, Андрей Тутунов, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Выставка Красные ворота, Александр Рукавишников, Сергей Шаров, музеи мира, пейзаж, Гелий Коржев, Александр Волков, Скульптура, Ле Корбюзье, Зураб Церетели, кафедра Живопись, Сергей Гриднев, самарские художники, Николай Рерих, офорт, частные коллекции, Станислав Никиреев, графика, конкурсы Академия художеств, Красные ворота, натюрморт, актуальное искусство, реализм, Российская академия художеств, Творческий союз художников