Наталья Харитонова: Грачи улетели?

08.10.2014

Осталось всего два дня, чтобы успеть познакомиться с самой короткой выставкой сезона. Третья передвижная межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота/Против течения» проходит с 3 по 9 октября в здании ТГУ на ул. Фрунзе.
Адекватное времени

«Вход» на выставку оказался свободным не только для зрителей, но и для самих художников. Российская академия художеств, Творческий союз художников России, Волжская картинная галерея «Собрание актуального реализма» из нашего города, региональные администрации и министерства культуры, пытаясь активизировать культурный обмен и децентрализовать региональную жизнь тех и других в искусстве, предложили творцам десять конкурсных тем. Темы эти когда-то прозвучали в книге основоположника педагогической дидактики Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» и прежде вдохновляли в основном психологов и педагогов-воспитателей большого дошкольного фронта. 
Теперь эти темы вдруг неожиданно захватили академиков художественного познания мира. И они назвали конкурсантам все те же классические темы: растения, птицы, обитатели рек и морей, пресмыкающиеся, жажда и голод. При этом ожидалось, что мастер создаст не иллюстрацию, а самодостаточное, в идеале – талантливое произведение, «адекватное времени», но все же базирующееся на практике академизма.
И началось! Творцы натворили почти 7 000 файлов, которые должны были оценить и откалибровать члены экспертной группы. Как говорит главный «селекционер» конкурса, академик Поволжского отделения Российской академии художеств Константин Худяков, «работа была страшно трудная». Идти «против течения» решились сразу более четырехсот мастеров станковой живописи. Патриотам Самарской губернии скажем сразу, что работы 11 тольяттинских и 17 самарских художников среди других, отмеченных жюри, вошли и в экспозицию этой выставки, и в ее итоговый каталог.
Имени Репина

«Красные ворота» открылись несколько дней назад в Саратове. А уже 3 октября добрались до тольяттинского зрителя, правда, в не самом приспособленном для такого масштабного события помещении. Точнее, в совсем не приспособленном. Но именно не самые ухоженные интерьеры одного из периферийных корпусов университета и не самая хорошая акустика трехъярусного фойе худграфа ТГУ заставляли навострить ухо и глаз: не пропустить бы своих новых арт-героев, не миновать бы важного профессионального слова. 
Открывая выставку, Константин Худяков подчеркнул, что это – очень важное для академии художеств событие. К нему в Поволжье серьезно готовились целых полтора года. Готовились в Саратове, Уфе, Казани, Чебоксарах, в присоединившемся к проекту во второй раз Тольятти. Готовились в столице. В Москве в январе 2015 года пройдет завершающий этап проекта, по итогам которого родится уникальная энциклопедия, демонстрирующая срез и откровения современного искусства. Поздравляя тольяттинцев с тем, что академики во второй раз выбирают для своей площадки Тольятти, мэр Сергей Андреев с оптимизмом ответил устроителям очередного антимэйнстримовского проекта, что спустя два года наш город сможет достойно принять следующие «Красные ворота». Теперь уже в новом здании Волжской картинной галереи «Собрание актуального реализма», учрежденной президентом банка «Глобэкс» Виталием Вавилиным. Это он учредил премию имени Ильи Репина, которую в этом году в Тольятти впервые получили четыре автора лучших работ, победивших в проекте-2014 в номинации «За актуальность в академическом искусстве». В четверку премьеров вошли художники Сергей Кузнецов из Самары, Ринат Исмагилов из Уфы, Ильгизар Самакаев из Казани и наш тольяттинец Дмитрий Анчуков. Дмитрий – доцент кафедры ИЗО ТГУ, и поздравления в этот день он принимал не только от своих коллег, но и от учеников и студентов.
Другой мэтр университетского художественного образования в Тольятти Сергей Кондулуков принял в этот вечер парадную мантию и медаль академика Российской академии художеств и тоже очень порадовал этим успехом свою вторую альма-матер.Не самое подвижноеКуратор проекта «Против течения» Светлана Кузнецова, московский арт-критик и яркий идеолог эксперимента со вкусом современности Ирина Сосновская и академик Константин Худяков отдавались участию в тольяттинских дискуссиях, круглых столах и знакомству с местными ресурсами в области современного искусства со всей страстью профессионалов. А мы пытались разгадать тайны современности и вычисляли для себя порталы, которые открыл конкурс актуальных практик в не самом подвижном – станковом – искусстве.
И радостно ловили солнечные блики, нечаянно задержавшиеся на столике в купе простого железнодорожного вагона с работы Дмитрия Анчукова «В дороге». И не хотелось расправлять завернутые на окошке шторки и забираться на верхнюю полку. И не хотелось судачить про живопись, которая сделала ход этого поезда сердечнее и теплее. 
А потом исследовали «Арт-аутизм» Ивана Колесникова и Сергея Денисова. У этого дуэта немало сложных слов, начинающихся с «арт». Есть серия графических листов «Арт-мимикрия» и «Арт-конституция». И вот теперь констатация ли, сочувствие ли современным арт-аутистам в любимой дизайнерами цифровой технике. Ушли в себя и – по рассеянности – босиком? Ну не кошка же, в конце концов, потеряла на исписанном детской рукой поле утратившего девственность белого листа уже никому не нужный сандалик из неактуального доцифрового прошлого! Да, «аутизм», легко помноженный на «арт», дал притягательную загадку, возле которой не раз фотографировались студенты и студентки.
И никаких загадок в работе Андрея Березина на третьем этаже экспозиции. Она уже не оригинально спорит с классиком: «Грачи улетели». Работ с таким же именем-отчеством в интернете – с десяток. И этот холст – безлюдное, окровавленное воспоминание о невиденных репрессиях. И все еще актуальная художническая и политическая тема для автора, «поналомавшего дров» в этом бывшем лесу на окраине бывших жизней. 
И милая ирония Олега Тыркина из Москвы, быть может, относящаяся к темам, заданным большим жюри «Красных ворот», а может, к переменчивости зайца в современной актуальной лесной иерархии. Его работа «Ведметь» с улыбкой актуализирует тему «животные», но точно обращается не к ним.  


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст

Мы на городских
интернет ресурсах

Куда движется интерьер. Площадь Свободы

Неспящие в ноябре. Площадь Свободы

Записки горожанина о выставке Красные ворота\Против течения-2018. Видео.

ТГУ: Красные ворота\Против течения. Видео

Красные ворота\Против течения. Видео

Некарамельное искусство. Площадь Свободы

В Тольятти пройдет этап выставки "Красные ворота\Против течения" ВолгаНьюс

"Тремоло", итоги: берегите романтиков! Вести.ру

Выставку Музея Актуального Реализма можно посетить бесплатно. Самарская газета.

 100 свидетельств эпохи. Волжская Коммуна

К чему будет двигаться культура Тольятти в ближайшие годы. Ponedelnik.press

Как видят город художники. День Города

На восстановление «Радости труда» требуется 20 миллионов. День Города

На реконструкцию тольяттинской стелы "Радость труда" могут открыть счет для пожертвований. ИА Волга-Ньюс

В Тольятти прошла творческая встреча с Мариной Нееловой. ИА Волга-Ньюс

Неделя с Ириной Яновской. Презент, Тольятти

В. Вавилин: Бороться за души и умы детей. Интервью создателя Волжской картинной галереи газете "Понедельник"

 

Партнеры

            

Облако тегов