Крупнейшие в мире корпоративные коллекции искусства

13.08.2012

Сотни и тысячи компаний по всему миру собирают произведения искусства. Для некоторых фирм это просто декор для офиса, другим картины и скульптуры достались по наследству от прежних владельцев, но для некоторых компаний коллекционирование — это особое искусство.
Большинство из нас ошибается, полагая, что корпоративные коллекции создаются только для того, чтобы выгодно вложить капиталы компании. Это один из главных мифов в отношении подобного рода собраний. Финансовая выгода далеко не главная цель.
Сайт Forbes путем опроса ряда арт-консультантов и кураторов составил список шести самых значительных корпоративных коллекций мира. И главным критерием отбора была совсем не инвестиционная находчивость предпринимателей, а то, используют ли они свои коллекции для улучшения жизни и образования сограждан. Кроме того, учитывалось, насколько собрание известно публике и часто ли оно выставляется. К примеру, даже если у компании есть 50 работ Пикассо, но они пылятся в хранилищах, то в рейтинг Forbes такая коллекция бы не попала.
Некоторые из этих собраний находятся в ведении специальных штатных кураторов, за другими присматривают приглашенные со стороны арт-консультанты. Одни корпоративные коллекции показываются широкой публике, другие доступны только сотрудникам. Коллекции, которые были проданы или пожертвованы музеям, не брались в расчет. Компания должна быть реальным держателем произведений искусства, чтобы иметь шанс попасть в рейтинг. Ни одна из опрошенных Forbes компаний не сообщила общую стоимость своей коллекции.
В шестерке ведущих компаний-собирателей оказался крупнейший швейцарский финансовый конгломерат UBS (Swiss bank). В распоряжении швейцарских банкиров уже 35 тысяч произведений модернистского и современного искусства. При покупке предпочтение отдается сравнительно малоизвестным, а значит, и не слишком дорогим молодым художникам. Философия UBS состоит в том, чтобы поддерживать ныне живущих художников на начальном и среднем этапе их карьеры. Банк предоставляет в аренду и жертвует отдельные произведения из своей коллекции таким известным музеям, как МОМА, однако большая часть собрания распределена по мировым филиалам банка и доступна только его сотрудникам. Каждые год-два работы мигрируют из одного офиса в другой, и во время таких передвижек кураторов осаждают звонками служащие, расстроенные вынужденным расставанием с полюбившимися творениями.
Финансовый конгломерат JPMorgan Chase может похвастаться коллекцией из 30 тысяч произведений искусства. В этой коллекции есть работы как общепризнанных мэтров вроде Сола Ле Витта, Роберта Раушенберга и Энди Уорхола, так и менее известных художников — например, амебообразные скульптуры из книг британца Джонатана Келлана. Начало собранию положил Дэвид Рокфеллер. В 1959 году, еще задолго до слияния с J.P. Morgan, в Chase Manhattan Bank Рокфеллером была утверждена первая в истории корпоративного мира программа по закупке произведений искусства. Банкира можно считать отцом-основателем современной культуры корпоративных коллекций, за консультацией к нему обращаются искусствоведы; после Рокфеллера другие компании поняли, что искусство им нужно не только для украшения стен.
Крупнейшая в мире корпоративная коллекция принадлежит Deutsche Bank. В этом банке искусство начали собирать в 1979 году — для того чтобы поддержать восходящих звезд немецкого искусства. С тех пор банк вырос, а вместе с ним выросла и его арт-коллекция, которая нынче насчитывает 57 тысяч единиц. Посетителей офиса Deutsche Bank на Уолл-стрит встречает колоссальная «Абстрактная картина (Фауст)» Герхарда Рихтера, которую видно даже с улицы через тонированное стекло. Это одна из лучших работ собрания. На каждом этаже головного нью-йоркского офиса Deutsche Bank представлено искусство разных направлений. Один этаж отдан под фотографии, другой украшают графические работы скульпторов, а на третьем представлены собственно скульптуры. Выставка на нижнем этаже доступна не только сотрудникам, но и клиентам банка. Куратор Лиз Кристенсен поясняет, что новые приобретения делаются с толком, с расстановкой, однако инвестиционная привлекательность работ не является решающим критерием при покупке.
Менеджер Кристин Роджерс (Kristin Rogers) из компании Progressive (один из лидеров в области автомобильного страхования в США) расценивает корпоративную коллекцию из 7800 произведений скорее как культурные, нежели финансовые инвестиции. С 1970-х годов компания собирает современное искусство, в том числе и на автомобильную тему, для того чтобы «налаживать общение между прогрессивными людьми». В компании регулярно проводятся дискуссии, мероприятия и выставки на базе коллекции.
К ведущим корпоративным собраниям мира Forbes относит и коллекцию Bank of America, хотя ее точные размеры представители банка не сообщили. Для этой компании главный принцип коллекционирования состоит в том, чтобы делать искусство доступным. Музеям и некоммерческим организациям работы из собрания Bank of America предоставляются для выставок бесплатно. Так, в 2011 году в Музее Крокера в Калифорнии прошла выставка 125 работ американских импрессионистов, составленная исключительно на базе коллекции Bank of America.
В 1987 году группа сотрудников компании Microsoft начала коллекционировать произведения искусства. Теперь это корпоративное собрание насчитывает почти 5 тысяч работ, которые распределены по 180 офисам компании по всему миру. Коллекция, согласно пояснениям на сайте, отражает «стандарты новаторства и креативности Microsoft». Любовь программистов-коллекционеров к креативу может, скажем, подтвердить работа Деворы Спербер «Star Trek». Это изображения героев известного фантастического сериала, составленные из 75 тысяч бусин. Издали эти занавеси из бус напоминают пикселизированные картинки.
Материал подготовила Мария Онучина

Источник: forbes.com; artinvestment.ru


Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст

Мы на городских
интернет ресурсах

Куда движется интерьер. Площадь Свободы

Неспящие в ноябре. Площадь Свободы

Записки горожанина о выставке Красные ворота\Против течения-2018. Видео.

ТГУ: Красные ворота\Против течения. Видео

Красные ворота\Против течения. Видео

Некарамельное искусство. Площадь Свободы

В Тольятти пройдет этап выставки "Красные ворота\Против течения" ВолгаНьюс

"Тремоло", итоги: берегите романтиков! Вести.ру

Выставку Музея Актуального Реализма можно посетить бесплатно. Самарская газета.

 100 свидетельств эпохи. Волжская Коммуна

К чему будет двигаться культура Тольятти в ближайшие годы. Ponedelnik.press

Как видят город художники. День Города

На восстановление «Радости труда» требуется 20 миллионов. День Города

На реконструкцию тольяттинской стелы "Радость труда" могут открыть счет для пожертвований. ИА Волга-Ньюс

В Тольятти прошла творческая встреча с Мариной Нееловой. ИА Волга-Ньюс

Неделя с Ириной Яновской. Презент, Тольятти

В. Вавилин: Бороться за души и умы детей. Интервью создателя Волжской картинной галереи газете "Понедельник"

 

Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, коллекция собрание актуального реализма, мастера живописи, конкурсы, выставка презентация Собрания актуального реализма, благотворительность, выставки, выставки в Тольятти, Давид Бурлюк, Максим Кантор, музеи, премии, Петр Оссовский, Художественный музей, Сергей Герасимов, Бубновый валет, фестивали, Аркадий Пластов, ТГУ, меценатство, Андрей Тутунов, выставка в Русском музее, Иван Комиссаров, футуризм, акварель, авангард, современное искусство, Выставка Красные ворота, Ефрем Зверьков, коллекции искусства, Александр Рукавишников, пейзаж, Скульптура, академическая живопись, Иван Макаров, самарские художники, Николай Рерих, Рембрандт, офорт, частные коллекции, Клод Моне, Станислав Никиреев, графика, Красные ворота, Василий Нестеренко, гиперреализм, натюрморт, Николай Фешин, реализм, Российская академия художеств