Актуальное искусство доехало до Тольятти. И обидело тольяттинских художников

12.11.2012

В нашем городе произошло знаковое событие — впервые с тех пор, как несколько десятков лет назад на пустыре отстроили Тольятти, к нам привезли художественную выставку «Красные ворота». Настоящий актуальный реализм. И это было щелчком по носу тольяттинским художникам, которые жили спокойно в Тольятти мэтрами, и не знали, как далеко они от актуального искусства находятся.
Выставку привез Виталий Вавилин, учредитель галереи «Собрание актуального реализма», привез вместе с академиками Российской академии художеств.
В Тольятти в первом комплексном общежитии ВАЗа выставили работы уникальных авторов, отобранные из более 2000 самым профессиональным в России жюри.
В состав работ, например, вошли картины Рукавишникова, создавшего памятник Татищеву, группы AES+F, Церетели, всего получилось, чуть более 80 творений. И даже у людей, далеких от искусства, посещение выставки оставляло неизгладимые чувства и перед сном в памяти всплывали странные, неосознанные образы увиденного.
Ведь картина, как сказал Иван Колесников, член-корреспондент Российской академии художеств, это спрессованная в одном месте и времени энергетика человека, творца, который ее делал.
Место для выставки выбрали весьма удачно. Основное достоинство этих площадей — возможность сделать отличное актуальное оформление из необработанных крашенных досок и удаленность от традиционной галереи. Наконец, удивительно и приятно то, что по выставочным залам первого комплексного общежития ходили его обитатели, надолго застывая, разглядывая странные коллажи AES+F, которые они вряд ли увидели бы когда-либо в своей жизни преднамеренно. На открытие собралось порядка 150 человек, они слушали Виталия Вавилина, который сделал всё это возможным для Тольятти. Все стояли вокруг, практически прислоняясь спинами к работам, а между лесов взрослых в зале появились дети. Вряд ли они знали, кто такие Окштейн, Назаренко или AES+F, но они четко понимали, что в тот день в том месте происходило что-то по-настоящему значительное. Впрочем, масштабность привезенного искусства, потрясла не только и не столько зрителей, сколько уютный мирок тольяттинских художников. Это было заметно сначала на пресс-конференции, но показать свою обиду в полный рост тольяттинцам удалось на круглом столе, который, кстати, посетил и мэр Сергей Андреев. И за них было немного стыдно.

Обучающая программа

“Разве это картина?!” - возмущался за круглым столом тольятинский художник Кузнецов, показывая на полотно Окштейна. На картине, монохромном принте, в черно-белой гамме запечатлена палитра Церетели. Окштейн выставляется и пользуется спросом среди коллекционеров в США. «А это?!» - продолжал возмущаться Кузнецов, показывая на фотоколлаж группы художников AES+F, признанных представителей отечественного современого искусства, в работу которых одна из московских галерей недавно вложила $800 тысяч. «Давайте не будем называть это картиной — это арт-дизайн». «Это актуальное искусство», - подсказывали академики Российской академии художеств. «Это что? Картина?» - спрашивали вслух у меня за спиной два тольяттинских художника, показывая на серию работ Ивана Колесникова «Сделано в Шанхае».
«А вы были в Помпиду?» - повернулся я и задал ответный вопрос.
«Нет».
«А вот он был?» - я показываю пальцем на другого, громко защищающего свою актуальность тольяттинского художника.
«Он тоже не был» - смело ответил собеседник за коллегу.

Про MoMA (Нью-Йорк), Stedelijk (Амстердам), биеннале в Венеции, а может быть даже и про посещение «Гаража» (Москва) спрашивать не имеет смысла.
Если бы наши художники, посещали перечисленные музеи, то могли бы заметить, что современное искусство уже лет 30-40 назад было намного радикальнее, чем привезенный в Тольятти актуальный реализм.
Вообще, академики были удивительно выдержаны и словно школьникам, образно и понятно объясняли обиженным тольяттинским «творцам», азы того, как устроен мир актуального искусства.
Иван Колесников рассказал, что картина в современном искусстве отходит на дальний план, уступая передовое место новым жанрам. Заслуженный художник России Константин Петров говорил, что нет смысла рисовать как Левитан, потому что уже есть Левитан.
Академики рассказывали и говорили, что были удивлены, что они сами и жюри не увидели в Тольятти совершенно ничего актуального. Это невероятно обидело тольяттинских художников, сидевших на круглом столе.
Тольяттинский художник Байрам Саламов рассказал, что попробовал однажды нарисовать «свой черный квадрат», повесил его для эксперимента в галерее: «Ты что — дурак?» - сказал мой постоянный покупатель».
Председатель Поволжского отделения Российской академии художеств Худяков, рассказал похожую историю, как еще в начале 80-х когда они приехали в Нью-Йорк, увидели авангардное искусство и десятки тысяч долларов на ценнике.
«И мы стали рисовать в таком же стиле. Потом принесли в галереи свои работы. Но нам сказали, что цена наших работ - $1».
Ведь художник должен не просто скопировать чьи-то идеи и стиль, а выработать свой, доказать, что его работы несут что-то новое в мировое искусство и застолбить себе место в истории. А деньги, которые платят за такие работы — лишь опосредованный признак того, что профессиональное сообщество, коллекционеры, музеи, инвесторы признают уникальность и актуальность автора, его место в мировой истории.
«А вообще на каждого художника есть свой покупатель, на хорошего и актуального — продвинутый, а на художника с плохим вкусом, такой же покупатель — с плохим вкусом» - добавил Худяков.

Виталий Вавилин, обычно активно участвующий в дискуссиях, оставался в стороне, подведя итог 3-часовому жаркому разговору об актуальности:
«Помните был такой писатель Боборыкин? Он по своим тиражам превышал всех писателей своего поколения. Помните его? Нету Боборыкина. Потому что он был неактуальным. Боборыкин умер, а Тургенев остался.
Чехов — новатор драматургии. Весь мир ставит его пьесы. А есть гениальный драматург Леонид Андреев. Он гений! Он потрясающий литератор! Но это неактуально. Это была местечковая трагедия, она сегодня не нужна никому. Отличие Чехова в том, что он актуален.
Я считаю, что для меня, как потребителя, важно, чтобы картина, к которой я подошел, возбуждала во мне элементарные телесные реакции, на уровне инстинкта, второе — чтобы она возбуждала работу разума и третье — возбуждала мою душу. Если эти три составляющие работают — эта картина вечна. На этой выставке есть работы, которые отвечают этим критериям, а есть те, что не отвечают. Ничего страшного.
Я не хочу сейчас говорить о концепции музея, буду говорить о том, что здесь выставлено. В выставке есть определенные провалы и виден разный уровень профессионализма художников. Здесь сидят профессиональные художники, которые видят, что есть «дырочки» в этой экспозиции. Но выставка состоялась. Я считаю, что уровень этой выставки сильнее «Арт Москвы».
К вопросу о жюри, о судьях, которые собрали эту выставку. Выше уровня этих судей в нашей стране просто никого нельзя представить. Когда в качестве жюри сидит Петрова из Русского музея, сидит Боровский, Толстой, Рукавишников. Я даже представить не могу, кто может быть выше в России. Я видел, что не было никакой вкусовщины.
Я не понимаю, почему ряд сильных художников не подал свои работы на выставку. К сожалению, для многих подковерные интриги стали выше самой сути. Надо забыть об этом. Надо просто творить и творчеством доказывать, что ты выше.
А так получилось, что прекрасно смотрятся саратовские художники. Я считаю, что Саратов даже не отстает от Москвы. Блестяще представлена Казань. Огромный объем работ. Доходим до Самары и Тольятти... Там кто-то из академиков говорит «А там, что — другого ничего нет?» Мне пришлось вставать и оправдываться. Мне было стыдно. Так нельзя».



Комментарии


Написать комментарий

Заголовок:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
Партнеры

            

Облако тегов
фотоконкурс, коллекция собрание актуального реализма, мастера живописи, конкурсы, реалистическое искусство, симпозиум Volcano, благотворительность, выставки, Рукавишников, выставки в Тольятти, музей, Давид Бурлюк, Богомолец, Максим Кантор, музеи, премии, Владимир Юкин, Петр Оссовский, Художественный музей, Сергей Герасимов, Роберт Фальк, Бубновый валет, фестивали, Аркадий Пластов, Михаил Шемякин, ТГУ, МГАХИ имени Сурикова, Марк Шагал, меценатство, Константин Коровин, русская икона, Николай Кузнецов, Андрей Тутунов, Павел Каплевич, Годунофф, выставка в Русском музее, Владимир Серебровский, футуризм, акварель, художественные выставки Тольятти, художники Самары, авангард, современное искусство, Валерий Кокурин, Владимирская школа живописи, Выставка Красные ворота, Ефрем Зверьков, Конкурсы в области изобразительного искусства, Премии Против течения, фестиваль